Для достижения успеха компании обязаны активно взаимодействовать с целевой аудиторией в цифровом пространстве и обеспечивать ей удобную и быструю работу в режиме онлайн — важность интернета в нашей жизни растёт всё быстрее.
Необходимо не просто создать сайт, но и обратить особое внимание на удобство работы с ним, подумать о том, как вы можете его оптимизировать.
В этой статье описано 11 принципов юзабилити, благодаря которым вам удастся донести контент до пользователей максимально эффективно.
11 принципов юзабилити:
1. Изучаемость
2. Результативность
3. Эффективность
4. Запоминаемость и способность удерживать
5. Низкий уровень ошибок и устойчивость к ним
6. Удовлетворительность
7. Практичность
8. Контроль и гибкость
9. Пользовательские характеристики
10. Контекст и цель
11. Интерфейс и дизайн
Для улучшения юзабилити и привлечения аудитории эти принципы нужно строго соблюдать.
Изучаемость
Если посетитель сайта не сможет легко разобраться с функционалом, плохо ориентируется в навигации (например, не может найти нужный раздел или категорию продукта), это значит, что изучаемость сайта недостаточно высока.
Ваш сайт должен быть как можно проще, чтобы этот принцип оказался соблюдён. Посетитель может запутаться в множестве элементов навигации, ответных сигналах и изображениях. Даже сайты, где подобные сложности неизбежны, могут быть упрощены при грамотной работе со структурой.
Примером правильного с точки зрения изучаемости сайта можно назвать сайт Zaraв США. Отвлекающие элементы расположены отдельно от функциональных и не мешают пользователю.
Эффективность и результативность
Когда пользователь уже ознакомился с функционалом сайта, становятся важны такие характеристики, как результативность и эффективность.
Результативность высока, если посетитель быстро разобрался с организацией, навигацией и функционалом сайта. Эффективность — если пользователь, хорошо ориентирующийся в навигации данного сайта, быстро достигает своей цели.
Чтобы эти принципы были соблюдены, работать с сайтом должно быть как можно проще. Есть довольно много способов повысить результативность и эффективность.
Например, навигация «хлебные крошки» и кнопка «недавно просмотренные страницы» помогают улучшить работу. Так, SpyreStudiosпоказывают много различных сайтов с использованием «хлебных крошек».
Запоминаемость и способность удерживать
Следующий принцип — запоминаемость и способность удерживать посетителя на сайте, то есть вероятность, что посетитель ещё вернётся на сайт и сможет легко продолжить на нём работу.
Помочь пользователю может доступный FAQ, руководство по использованию сайта, а также функциональные советы, которые можно отключить или снова включить.
Низкий уровень ошибок и устойчивость к ним
Сайт должен содержать как можно меньше потенциальных ошибок. А если вдруг возник такой сценарий работы, что пользователю пришлось всё начинать заново, ошибку нужно как можно быстрее исправить.
Существует несколько методов соблюсти этот принцип. Во-первых, пользователю должны быть предоставлены чёткие инструкции с указаниями, как работать с сайтом. Если же ошибка произошла, пользователя нужно проинформировать об этом и сообщить, как ошибку исправить (к примеру, правильно заполнить форму).
Необходимо обеспечить правильное вебобслуживание. Если вы очистите страницы с ошибкой 404 и настроите 301 редирект на «живой» URL, то сможете удержать посетителей сайта от немедленного ухода. Страницу 404 тоже желательно подготовить.
Удовлетворительность
Для пользователя, безусловно, очень важны ощущения от работы с сайтом: она должна быть приятной и комфортной. И, конечно, нельзя назвать удовлетворительным сайт, который часто меняет свой функционал и содержит ошибки.
Этот атрибут очень субъективный, поэтому сложно сравнивать два разных сайта по «удовлетворительности». Например, кому-то нравится фоновая музыка на RealEstate’swebsite, а кто-то, напротив, считает её раздражающей. Но повысить удовлетворительность можно, проводя опросы и исследования.
Конечно, пользователей нужно как-то привлечь к участию в опросе: например, можно предложить им шанс выиграть в лотерее или скидку на покупку. Этим вы повысите количество желающих участвовать в исследовании.
Практичность, цель, пользовательские характеристики
Эти три принципа взаимозависимы, поэтому указаны вместе.
· Если контент сайта полезен для посетителей, то сайт практичен.
· Если посетители воспользовались сайтом, то цель достигнута.
· Пользовательские характеристики учитывают, как целевая аудитория воспринимает информацию и чего она хочет, а также другие показатели, поэтому этот атрибут влияет на предыдущие.
Чтобы достичь успеха и соблюсти эти принципы, вам стоит понять свою целевую аудиторию и бизнес-цели:
· Что ищут посетители?
· Как ваш сайт способен удовлетворить потребности посетителей?
· Какова цель вашего сайта и каким контентом стоит его наполнить для её достижения?
После ответа на эти вопросы вы можете предлагать соответствующий контент для посетителям вашего сайта. Havahart Help & Advice Library — хороший пример сайта, содержащего нужный ЦА контент. На сайте можно найти информацию обо всех типах проблем с кожей, которая будет интересна пользователем с соответствующими запросами. Контент составлен врачами-дерматологами, следовательно, вызывает доверие пользователей.
Интерфейс, дизайн, гибкость
Все атрибуты относятся к понятию дизайна, поэтому интерфейс, дизайн сайта и степень пользовательского контроля над ним — самое важное.
Подумайте, какие использовать шрифты, цвета, вид навигации, другие элементы дизайна и как это всё будет воспринято вашей целевой аудиторией.
Вот удачный пример сайта, где учтены все атрибуты: Clarity Way Alcohol Detox Rehabilitation. Естественный зелёный цвет облегчает боль и успокаивает, согласно некоторым исследованиям; выбор такого цвета весьма удачен для сайта, где посетители ищут облегчение от своей болезненной зависимости.
Стоит обратить внимание на возможность менять размер шрифта, потому что это может быть удобно для пользователей.
Измерение эффекта
Вам стоит постоянно измерять и проверять эффективность дизайна и контента на вашем сайте. Обратите внимание на такие показатели:
· Время, проведенное на сайте,
· Показатель отказов,
· Конверсия (этот показатель зависит от того, какова цель вашего сайта).
Используя другие методы, вы можете заработать трафик, но у неудобного сайта конверсия не будет высокой.